Этот сад – настоящая мечта! Еще до поездки сюда, я видела фотографии с восхитительными видами. Моей радости не было предела, когда мне предложили присоединиться на полуторачасовую экскурсию с “гидом –конферансье”, так французы называют волонтеров, которые проводят познавательные лекции в саду. Нашим гидом была молодая француженка, влюбленная в красоту этого места. “J’adore, j’adore!” (обожаю!) – весело закричала она, открывая калитку сада. Благодаря ей, я могу теперь говорить об этом саде часами…
Сад “Холм Мадонны” (Serrie de la Madonne), изящный ландшафтный парк, на семи гектарах горной местности в Ментоне, разработан Лоуренсом Джонстоном, известным создателем яркого сада Хидкот в Англии.
Он выбрал это местечко за исключительный микроклимат. Здесь очень мягкая зима. Ментон окружен со всех сторон горной грядой, зимой, она сдерживает холодные воздушные потоки, а теплая морская вода нагревает воздух. Летом все наоборот, теплые воздушные массы задерживаются горами, а холодная морская вода освежает воздух. Это создает умеренный климат, благоприятный для выращивания растений южного полушария. Джонстон называл свою усадьбу своей “тропической станцией”.
Будучи настоящим “охотником за растениями”, он участвовал в экспедициях и привозил редкие экземпляры растений со всего мира.
Сад был разбит на основе горного природного ландшафта и настоящего природного леса. Здесь уже росли оливковые деревья, итальянские сосны, и стоял старый фермерский дом. Сад расположен на холме. Дом находится на самом верху. Из окон дома открываются диковинные красоты…
В непосредственной близости от дома расположены бассейны, прудики, террасы, скульптуры, фонтаны и водопады. Террасы холма стали настоящей находкой в дизайне сада. Каждая терраса была отделена каменными стенами, на каждом участке было разбито свое пространство сада. Уровни имеют разную высоту. Переходя с террасы на террасу, кажется, что мы продираемся через настоящие джунгли. На самом деле, мы попадаем из одной “зеленой комнаты” в другую. Несмотря на то, что “зеленые комнаты” связаны друг с другом при помощи тропинок, дорожек, лестниц, и площадок, каждая из них имеет свой индивидуальный стиль, свое название. Спускаясь с уровня на уровень, мы проходим из одного сада в другой, отличный по стилю, характеру и подобранным растениям.
Вот испанский садик, пергола увитая клематисами.
А этот Мавританский садик, расположенный сбоку от дома, продолжает тему Испании. Этот уголок выполнен в стиле дворика мусульманских домов. В середине находится прямоугольный пруд. Тишину нарушает кваканье лягушек… По краям сада посажен мирт, привезенный из Восточных стран. Мирт на востоке славится своими лечебными свойствами.
Центральная часть сада представлена двумя бассейнами. Именно здесь, гости начинали знакомство с садом. Прямоугольный бассейн представляет собой водное зеркало. В нем отражается дом, большие цветущие платаны, и небо Прованса. Напротив, него, находится квадратный бассейн – сад на воде. Здесь цветут лотосы, водяные лилии, циперус. В центре находится статуя 18-го века, которую друзья хозяина в шутку называли “мадам Джонстон”.
Главная лестница ведет к дому. Она является одним из доминирующих элементов сада. Поднимаясь по ней, мы проходим через разные цветочные композиции.
Восхитителен сад луковичных растений. Под тенью оливковых деревьев, обильно цветет хазманда, образуя большой красный ковер. Так выглядит этот уголок весной. Говорят, осенью здесь цветут амариллисы, образуя не менее эффектную композицию…
Увитая гроздьями цветущих глициний, эта “живая беседка” дает прекрасный обзор на виллу и на сад. Зимой здесь всегда солнечно, а летом можно отдохнуть в тени лиан.
Кажется, что мы продираемся сквозь леса Индии или Амазонки. А может быть мы в Мексике под раскидистыми пальмами? Ах, нет, все-таки мы на Средиземноморье, здесь растут оливковые деревья, итальянские сосны и цитрусы… Высокие пальмы вашингтонии были завезены сюда из Америки. Кактусы и агавы – из Африки.
Лоропеталум китайский (Loropetalum chinense), высокодекоративный компактный кустарник, предствлен в саду растениями с розовыми и белыми ароматными цветками. Эти растения были завезены из Китая. На родине лоропеталума, его называют “деревом шелковых лент”. В течение многих веков он использовался, не только для украшения садов, но и выращивался в культуре как бонсай.
Интересно, что белоцветковая форма лоропеталума не была популярна. И только, после того, как эти кустарники были обнаружены в Китае в природе, белоцветковые лоропеталумы завоевали сердца садоводов.
Невозможно пройти мимо зарослей китайского барбариса! У этого яркого, неприхотливого кустарника много имен – ягода Годжи, шамбала, тибетский барбарис. Желтые цветы сменяются небольшими красными плодами. В Китае, да и широко за пределами его, барбарис известен за его лекарственные свойства. В составе его ягод содержится много витамина С. В Тибете считают, что лекарства, приготовленные на основе барбариса, могут излечить от более чем 1000 болезней.
Гревиллея Бэнкса (Grevillea banksii) – эти небольшие кудрявые деревца видны повсюду. Узкие, ланцетные листья. Ярко-красные соцветия собраны в пушистую метелку. Произрастая в диком виде на острове Новая Кледония, Молуккским, Сулавеси, Новая Гвинея и в Австралии, это растение получило название в честь ботаника из Англии Чарльза Гревилля.
Эти яркие рыжие цветы обвивают виллу. Они ползут по стенам, цепляются за крышу, свисают с карниза, застилают окна. Пиростегия прелестная (Pyrostegia venusta) – замечательная обильно-цветущая лиана. Родом из Южной Америки, эта “огненная лиана” очень эффектна. У нее много имен в разных странах, как ее только не называют! “Золотой дождь”, “пламенная виноградная лоза”, “оранжевые трубы”, “пылающий огонь”… Эта лиана может достигать 25 метров в длину, обвивая весь дом, цепляясь за поверхность с помощью тонких усиков.
Сарака индийская (Saraca indica) – священное дерево в Индии. На родине его называю “Дерево Asoka”, “Сита ашок”. Замужние женщины преклоняются перед этим деревом весной. Дословно “асока” означает “снимающая грусть”. Древние мудрецы считали, что если женщина возьмет восемь почек этого дерева в праздничные дни, она избавится от всех женских болезней, и к ней придет счастье материнства. И действительно, дерево обладает сильным болеутоляющим свойством, применяется при расстройстве женских болезней.
Тропических растений здесь так много, что мне пришлось купить толстый определитель растений на французском языке с большими красочными картинками…
К сожалению, после смерти создателя, сад остался заброшенным. Много лет за ним никто не ухаживал. Печально, но не сохранилось ни рукописей, ни рисунков, ни фотографий, которые могли бы помочь восстановлению сада. Очень помогли воспоминания дочери дворецкого, которая описала сад, каким она его видела в детстве.
После долгих работ, сад был восстановлен, в него вернулась та волшебная атмосфера, которую придумал его создатель. На первый взгляд, “дикий”, “непричесанный” лес, раскрывает перед нами красоты растительного мира с разных уголков земли. Всю дорогу меня преследовала мысль, что мы бродим по диким джунглям, в которых продумана каждая мельчайшая деталь. Именно в этом суть задумки Лоуренса Джонстона.
Мы выходим из сада, у маленького домика, увитого цветущими белыми камелиями, нас угощают мандаринами, выращенными здесь. А в памяти еще стоят необыкновенные образы сада, такого волшебного, зачарованного уголка земли…
Кстати, на сайте сада есть прекрасный ролик, передающий восхитительную атмосферу. Вот здесь его можно посмотреть: http://www.serredelamadone.com/