«За грош купили угол рая неподалёку от Москвы» – так писал Блок о Шахматове, где находится усадьба, приобретенная его дедом в далеком 1874 году. Прошло много лет, а кусочек рая живет здесь и сейчас.
А.Н.Бекетов, дед знаменитого поэта, известный ботаник, выбрал место на лоне природы. Дом окружен со всех сторон девственным лесом. В этом небольшом имении деда прошли детские и юношеские годы Блока. У Блока была самая красивая комната на втором этаже с панорамным видом на природу. Окна его комнаты украшали цветные итальянские стекла. Здесь поэт начинали писать стихи, здесь состоялось его творческое становление, здесь он встретил свою большую любовь.
“И серый дом, и в мезонине
Венецианское окно,
Цвет стекол — красный, жёлтый, синий,
Как будто, так и быть должно” – писал поэт.
К сожалению, оригинальная усадьба не сохранилась. То, что мы видим сейчас – это ее точная копия. Одновременно с домом был восстановлен и усадебный парк. На его территории сохранились те старые деревья и кустарники, которые вдохновляли поэта.
Поэт очень любил свой сад. Многое здесь было выращено и его рукой. «По вечерам я всегда обхожу свой сад. У заднего забора есть такое место, между рябиной и боярышником, где днем особенно греет солнце…» Вдоль забора растет сахалинская гречиха, которую дед поэта привез из путешествия. Сохранился старый дерновый диван и вязы в самом углу сада, посаженные поэтом и его женой в 1904 году. Блоки очень любили свой дерновый диван, ласково называя его “канапэ”. Как и много лет назад, нарциссо-ирисовые дорожки петляют по саду. Весной зацветают нежные нарциссы, летом им на смену приходят пышные ирисы.
Кусты сиреней и чубушников растут рядом с домом. Когда они цветут, сладкий аромат наполняет дом. Дед поэта очень любил розы нежных тонов – белые и розовые. Они растут здесь и сейчас. За цветниками находится липовая аллея. Под сенью лип семья блока ставила столик. Здесь завтракали, обедали и ужинали. А рядом бабушка варила варенье. В конце липовой аллеи есть романтическая калитка, которую кто-то назвал тургеневской. Ее местоположение предполагало романтические свидания.
“И дверь, звенящая балкона, открылась в липы и сирень” – cадовые дорожки органично переходят в лесной массив, а из окон открываются божественные виды на сосновую рощи и бескрайние поля с цветущим иван-чаем. А воздух здесь особенный, свежий и звонкий…